Надувные моторно-гребные лодки из ПВХ приобрели большую популярность благодаря своей универсальности. Сказано и написано про них уже немало, но, похоже, эта тема еще далеко не исчерпана. Но на что же требуется обратить внимание при выборе этого маломерного судна? Этот материал для тех, кто хочет самостоятельно принять решение и выбрать действительно лучшее. На сегодняшний день в России представлено порядка восьмидесяти отечественных и зарубежных производителей надувных лодок. Первое, что следует сказать про большинство классических моторно-гребных надувных лодок — у основной группы производителей в своей конструкции они одинаковые. Про сам материал ПВХ, из которого сделаны современные надувные суда и так сказано немало, повторяться не имеет смысла. Все знают, что хороший материал является пятислойным и.т.д. В действительности дело обстоит просто. Есть ткани ПВХ, сертифицированные для производства надувных лодок и не имеющие такого сертификата, то есть предназначенные для других целей. Самый простой способ проверить понравившуюся лодку — это спросить сертификат, копия которого должна быть у любого продавца. Особое внимание необходимо уделить комплектации лодки. В стандартный набор обязательно входят: помпа, весла и ремкомплект. Так же в лодке много сопутствующих аксессуаров, на основании которых можно сделать кое — какие выводы. Швы Внимательно осмотрите швы, в них не должно быть следов клея. Если они есть, то это говорит о низкой культуре производства. Так же просмотрите швы под разными углами. Если будет заметно, что ткань вокруг шва имеет другой оттенок или небольшой блеск, то это место пережжено при склейке и после непродолжительной эксплуатации станет серьезной проблемой. Вообще, если вами будет замечен хотя бы один из этих признаков, то от покупки лучше воздержаться, так как такая лодка со 100 % гарантией будет иметь при эксплуатации и другие неприятные « сюрпризы» . Транец Это очень важный момент, на который следует обратить особое внимание. Транец — это динамически напряженная деталь лодки, на которую приходится максимальная нагрузка, поэтому очень важно, чтобы его крепление было надежным. Из существующих способов следует особо выделить два типа крепления, обеспечивающих надежность — с помощью специальных держателей и приклеенный непосредственно к самим баллонам лодки. В случае с держателями ситуация выглядит следующим образом — транцевая доска жестко зафиксирована с помощью клея. Недостаток этого способа состоит в том, что через определенный промежуток времени постоянные нагрузки от двигателя разрушают клеевой слой и через держатели транца в кокпит лодки начинает поступать вода. Для устранения этого приходится насквозь засверливать край держателя и транцевую доску, и стягивать их с помощью болтов и гаек. Способ приклеивания транца к баллонам лодки является более дорогим и трудоемким для производителей, поэтому им пользуются мало. Но в то же время он считается более предпочтительным и долговечным. Помпа Без нее невозможно привести лодку в рабочее состояние. Все отечественные надувные лодки штатно комплектуются производителем помпой — лягушкой. Обычно это помпы с пластиковой рабочей поверхностью «азиатского» производства объемом 3-5 литров. Не смотря на привлекательный внешний вид, эти помпы ненадежны и могут подвести в любой момент. Как правило, основным дефектом у них являеться то, что при накачивании трескается верхняя крышка, после чего такая помпа становится не пригодной к использованию. Так же ее достаточно легко повредить, если случайно при накачивании лодки под ней окажется что-либо твердое, например, небольшой камень, в таком случае гарантированно лопается ее нижняя часть. В процессе накачивания часто может вылетать пружина, находящаяся внутри помпы. Меха выполнены из тонкой ткани, которая уже после сезона приходит в негодность. Согласитесь, что такая, казалось бы, мелочь, как сломанная помпа, может испортить весь отдых. Более предпочтительны помпы отечественного производства. Не смотря на свой неказистый внешний вид, такие помпы по надежности можно сравнить разве что с танком « Т-34» . Обычно их делают из остатков материалов, остающихся при производстве лодок. Такие помпы имеют фанерные рабочие поверхности, обтянутые тканью ПВХ, так что можно не бояться трещин, характерных для пластика. Меха сделаны из плотной лодочной ткани, которая прослужит долгие годы. Там стоят две пружины, что повышает ее надежность. Рабочий объем таких помп — больше 3 литров. Весла Большинство надувных лодок комплектуются разборными веслами из алюминиевой трубы или дерева. Дерево — более дешевый материал, поэтому его чаще всего устанавливают на лодки экономкласса. Основная деталь весла, это съемная лопасть. Они бывают из пластика и полипропилена. Пластиковые лопасти, как правило, имеют большую площадь, но очень чувствительны к механическим повреждениям, при низких температурах пластик становится просто хрупким. Лопасти из полипропилена имеют меньшую площадь, но по своим рабочим качествам более надёжны, хотя так же не «любят» низких температур. Банки (сидения) Их существует несколько типов: 1.Так называемые « плавающие» банки. Преимущество этого крепления состоит в том, что можно отрегулировать сидение для удобства водителя. Но есть и серьезный недостаток — отсутствие фиксатора, в результате чего происходит подвижность таких банок при движении под мотором, когда водитель начинает в прямом смысле « плавать» по кокпиту лодки вместе с сиденьем. Правда, есть еще один вариант такого крепления — с помощью веревок к люверсной ленте, в этом случае банка закреплена жестко, но установка и снятие лишены удобства. 2. Крепление в виде скобы. Этот способ удобен тем, что банки можно снять или поставить без спускания лодки. Недостаток — брезентовый ремень, служащий держателем, быстро перетирается и приходит в негодность. 3. Установка банок в специальные держатели. В них банки установлены жестко и их нельзя передвигать или снимать, если лодка находится в надутом состоянии. Существует два вида таких креплений – открытые, когда банка просто вставляется в неглубокие пазы и закрытые – когда края сиденья заходят в крепления на значительное расстояние. Последний тип крепления обеспечивает безопасность пользователя в любых условиях, так как даже при сильной качке и небольшом сдутии баллонов банки всегда останутся на своем месте. Кроме этого, следует иметь ввиду, что большинство производителей комплектуют свою продукцию банками из фанеры. Это доступный, лёгкий и дешёвый материал, причём на производство банок могут быть использованы остатки фанеры от раскроя пайол. Но при этом фанерные банки могут ломаться от нагрузки. Для того, чтобы исключить такую неприятность лучше всего после приобретения лодки изготовить банки самостоятельно из доски или массива. Пайолы Это листы фанеры или алюминия, из которых собирается жесткий пол лодки. Алюминиевый пол имеет меньший вес и более эстетичный вид, но лодки с алюминиевыми пайолами плохо подходят для рыбалки. Это связано с тем, что металл обладает более высокой звукопроводимостью, поэтому каждый шаг в лодке раздается настоящим раскатом грома для рыбы в воде. Это хорошо наблюдается на экране рыбопоискового эхолота, который фиксирует полный уход рыбы из зоны его действия после любого неосторожного движения в кокпите лодки. Еще один существенный недостаток проявляется в том, что во время плавания на водоемах с частой и короткой волной алюминиевые пайолы теряют свою геометрию, после чего их очень трудно разобрать и практически невозможно собрать снова без отстукивания деревянной киянкой. При выборе лодки с фанерным полом необходимо обратить внимание на то, чтобы на нем не было никаких сколов, особенно по краям, так как туда будет проникать влага, которая может повредить фанеру и привести к ее вспучиванию. Так же не стоит приобретать лодку, если металлическая окантовка пайол имеет швы и разрывы. Со временем в этом месте происходит перекос, после которого будет невозможна нормальная установка. Это указывает на то, что производитель использует металл низкого качества и пользуется обрезкам. Накладка на транец Многие производители комплектуют свои лодки силуминовыми накладками под струбцины двигателя. В магазинах такие накладки выглядят весьма приятно, но сам силумин - это очень хрупкий материал и довольно быстро начинает крошиться. К тому же поверхность таких накладок не обеспечивает полностью хорошую сцепляемость с струбцинами, поэтому после даже непродолжительной водной прогулки крепление ослабевает настолько, что двигатель можно снять с транца, не ослабляя струбцины. Лучшими считаются накладки из обычной водостойкой фанеры или стальные с частой насечкой.